Иногда мне надо пропускать какие-то фильм или сериалы, даже если тема мне интересна. И даже если в ролях заявлен кто-то очень мощный (как Э. Хопкинс). Вот опять не смогла и решила посмотреть сериал, который у нас переведен как «Обреченные на славу».
Если коротко описать этот продукт, то он сводится к перечню тому, а что тут, собственно, от Рима? Ну интерес к гонкам колесниц, который действительно был куда сильнее, чем к гладиаторским боям и, тем более, к театру. Ну… сам Вечный Город выглядит убедительно. И… и наверное, все, потому что те события, которые показаны или упомянуты, были вовсе не такими.
читать дальше
Веспасиан не так умер, его старший сын Тит не так умер, свою любовницу иудейскую царицу он не так отослал и женился тоже не так.
Костюмы только кое-где похожи, мельком быт…
Но все это не бьется с реальностью и логикой. Как всегда последние лет пять, а то и десять, все только нарастает.
Очередная сильная и независимая (и загорелая, конечно) держит лавку со специями (специями! В те времена это же как золотом!) и торгует жемчугом (да вы вообще представляете, сколько за него тогда давали?!) – и при этом у нее нет денег выкупить своих детей из рабства. Кстати о ее загаре, авторы то ли по незнанию, то ли по умыслу называют ее нумидийкой, то есть они или искренне считают, что вся Африка всегда была населена темнокожими, или полагают, как это любят всем рассказывать, что Ганнибал им был, а она непременно из мест, откуда он родом…
Главный герой (ну тот, от кого начинается повествование, на деле гг вот та сьюха) – держит контору ставок и управляет всем преступным миром Рима. При этом ходит в обносках и живет в тесной квартире, потому что – это авторы утверждают всерьез – основные деньги получают патриции, что владеют колесницами. Не, я не спорю, держать свои колесницы и лошадей – дело дорогое, но как можно думать, что такой человек не пирует?!
Ну вот еще зарисовки из этого быта.
Римские легионеры в уже давно завоеванной провинции запросто насилуют жительниц. А тех, кто противился, загребают в рабы. Собственно, с этого начинается линия сильной и независимой: одна ее дочь, спасая другую, убивает легионера, попытавшегося изнасиловать сестру, их тут же в оковы (без разбирательств, конечно, зачем), брата, который попытался вступиться – тоже, ну и мама всех отправилась спасать. Давно покоренная провинция. Мамаша, которая должна быть богата, как Крез. Сын, который поставляет Риму диких животных. Угу, логично…
При этом в самом Риме на рынке мамаша вполне берется выкупать детей. А еще она то приходит запросто в гости к младшей, то проходит в лудус, куда продали сына (нет, я понимаю, что охрана лудуса больше следит за тем, чтобы рабы не сбежали, чем за тем, чтобы к рабам не прошли, но ведь мамаша проходит потом в тот же лудус к одному из гладиаторов, проникает в его комнату и добавляет ему белладонну в вино, то есть дверь в его «покоях» не заперта, да и вообще, если так легко пройти туда можно, то и обратно).
Кстати, мамаша еще в пути подходила к детям, но ее легионеры в рабы не загребли, и я бы решила, что дело в ее возрасте, но у них там среди рабов-массовки разные были. Но сьюху же в оковы нельзя.
Чтобы показать ценность этой сьюхи и чтобы гг решил, что она ему нужна, сделали сцену, где она говорит на другом языке с каким-то мужиком, желающим сделать ставку – ну как же, вот есть глупый иностранец, а римляне с их латынью не понимают…
То есть серьезно, да? Рим времен Веспасиана, то есть когда Империя в своем расцвете, когда рабство достигло пика своей жестокости, загорелая баба легко ходит, куда она пожелает, не будучи ни чьей-то доверенной рабыней, ни вольноотпущенницей, в то время как ее дети шагу ступить не могут? В этом Риме вообще дофига иностранцев, которые прибыли в Город, не говоря на латыни (они откуда, блин? Если из провинции, то в них этот язык вобьют, а если это варвары, то почему они не в оковах – особенно в этой вашей же вселенной, где легионеры своих провинциалок насилуют).
Хотя вот еще зарисовки из этого Рима. Здесь молодой император Тит не может прервать зрелище, высмеивающее его иудейскую любовницу, но может пойти против воли всей толпы зрителей, требующих жизни для гладиатора.
Здесь колесничий (в прошлом недавний раб) запросто шпилит жену сенатора, о чем тот вполне осведомлен – и не против, видимо, чтобы об этом знал весь Город.
Здесь старшая дочь все той же сьюхи, после того как ее выкупила мать, продала себя в гладиаторы, мотивируя тем, что это она во всем виновата. А после сокрушалась о том, что это римляне – сволочи, сломали им всю жизнь. Оно-то отчасти так, только в чем логика ее действий? Вместо того, чтобы работать и помогать матери скопить денег на выкуп младшей сестры или своего брата, она продается в рабство – и при этом мать не получает денег за эту сделку. То есть она не продалась, а просто ушла в рабы.
Здесь вырвавшийся на арену гигантский лев после запрыгивает на скамьи зрителей. И те люди, как вменяемые, разбегаются в разные стороны. Чего не скажешь о детях сьюхи, они зачем-то вызывают хищника обратно. Ну то есть я понимаю, что авторы хотели сделать крутую сцену и показать смелость этих идиотов, но тут важный момент – в это время там двери уже все открыты, бери и вали.
И при этом они рассуждают о том, что римляне – источник их бед. Ваша тупость – источник ваших бед.
Впрочем, о чем бишь я?
В этой вселенной сенаторы, владеющие колесницами, ходят в цветах своей команды. И нет, я не против того, что на бега владелец «синих» надел синюю тунику, но и он, и вся его семья так ходит в принципе всегда. Он болеет за «зенит», че…
Если я захочу посмотреть современную реальность в римских декорациях – есть же «Плебеи». Как пародия на нас – очень даже хороши, чего стоит только то, что один герой работает ксероксом, а другой – шредером, там тоже есть девицы, млеющие от колесничих и т.п. Правда, после второго сезона стало не очень, но вот первые два забавные, там от Рима крайне мало, но вот, глядя на этих самых «Обреченных…», можно сказать, что матчасть на том же уровне.
Еще раз.
Я вообще не против загорелых героев, но что мешало их сделать более достоверными, для начала не делать их нумидийцами, а в дополнение к этому не делать их мамашку торговкой специями и жемчугов – будь они из дальнего Египта и простыми слугами в каком-то доме, вопросов бы не было.
Я не против изменения истории, особенно когда что-то достоверно неизвестно. Но можно это сделать не так топорно? У вас же у Домициана на лице написано, что он извращенец и скотина, а у Тита – что он великий герой, младший откровенно пытался получить наследство отца, так почему старший верит, что ему ничто не угрожает? Почему Домициан легко, как к себе домой, является в казну и берет оттуда золото? И почему, кстати, только младший любит мальчиков, исторически известно, что старший тоже к этому был склонен, при этом оба они были женаты, а че тут Домициан остался одинок, он-то кому наследство хочет потом передать, рабу, которого презирает, называя дыркой, и которого после бросает на арену?
Я даже не против некоторых «роялей в кустах», вроде отвлекшихся стражников, это закон приключенческого жанра. Но у вас же этими «роялями» все забито! Кто купил младшую дочь – конечно, жена сенатора, за которым гг нужно следить. Кто стоит в страже, когда надо пройти в лудус – конечно, сириец, с пониманием относящийся к нумидийке. Да и та же дочурка, хотя в рабах у сенатора, шляется к маме, когда ей нужно, и никто из домашних слуг этого не замечает.
Наконец, я не против даже некоторого сокращения расстояний и отступлений от логики, но не постоянных же и у всего ведь есть пределы!
Здесь же то коневоды из Бетики (кстати, почему жители Бетики разводят андалузских коней?!) за день из Рима мотаются к Везувию, чтобы добыть… желтый пепел для лечения лошадей от отравления белладонной. Что они привезли?! Уголь? Он может помочь, но он не желтый. Серу? Ее можно привезти с вулкана, но с фига ли сера лечит от отравления и зачем было за ней к Везувию ехать, ее с древности люди знают, в том числе римляне, они вино им стабилизировали (и мы сейчас тоже им стабилизируем – кое-что веками не меняется, ага!).
То тот же самый Везувий извергается, и беженцы из окрестностей являются в Рим и разбивают лагерь прямо в центре Города. Вот так, да? А че сразу не во дворце у императора, какие проблемы?
То те иудеи, о которых нам 9 серий говорили только самое лучшее, то есть показывали, какие они молодцы, терпят все, а Домициан на них наговаривает и придумал их заговор против их же царицы, берут и набрасываются на нее. Так заговор все-таки был? Извращенец Домициан угадал?
То, наконец, гг «вдруг» оказался патрицием по рождению – совсем так вдруг, не просто же так он сокрушался, что он никто и плебей.
И, попутно, я понимаю, что для создателей сериала слова «плебей» и «быдло» - синонимы, но насколько же плебеями они считают зрителей, что уверены: те считают ровно также и не в курсе, что это деление в Риме стерлось уже минимум как век назад до показанных событий, а на деле уже на протяжении нескольких столетий до того появилось немало знатных и богатых плебейских родов?
Итог. Сюжет – скучный и предсказуемый. Герои – плоские, нелогичные и не вызывающие сочувствия. Матчасть – слабая, кое-какие красивые виды не спасают, потому что все это затирается ошибками в костюмах, в быте, в истории и вообще во всем. Это очередное перетягивание современности в другое время, но для этого лучше как пародию посмотреть «Плебеев», там хоть не ждешь Рима, здесь же даже посмеяться не получается. Игра актеров – да тоже не впечатляет, потому что тут играть нечего.
Я старалась найти плюсы, но, оглядывая это, я понимаю, что мне даже жалко времени, потраченного на просмотр.