Хороший отдых, как и тяжелый поход до того, отлично закалили и придали сил девушке, она уже не ощущала усталости после нескольких минут тренировок, она внимательно слушала и следовала всем советам Элрохира. Конечно, не с ее ножиком воевать с серьезными врагами, но разделаться с пауками или отвести удар от себя можно. Метать выходило тоже все лучше, Аврора делала это почти не задумываясь и не целясь, глаз выхватывал мишень сам собой. Правда, пока, конечно, это было что-то достаточно большое, «белке в глаз» она не готова была бить.
- Ладно, давай попробуем иное, - решил Элрохир, подавая девушке… меч своего брата. – Как у тебя с этим?
- Нет, это точно не мое, - возразила Аврора.
- Наши мечи легче гномьих, - не принял отказ эльф. – Попробуй. Пусть сейчас у тебя при себе нет ничего похожего, но откуда ты можешь знать, что тебе может понадобиться в будущем?
Что ж, он был абсолютно прав, потому путница беспрекословно приняла меч – она должна попытаться хотя бы немного научиться им владеть.
И вот на этот раз, спустя очень короткое время, Аврора ощутила усталость во всем теле. Еще несколько минут она упрямо пыталась продолжать тренировку, но пропускала почти все удары, несмотря на медленные движения «учителя».
- Так, хватит, - сообразил Элрохир, опуская оружие. – Тебе нужна передышка, а мы лучше разомнемся с господами гномами. Кто готов?
- Я хочу! – внезапно влез Бильбо.
- Давай, братец! – теперь заметил Элладан. – Раз уж ты вызвался сегодня быть тренером, так берись за дело! А разминаться будем мы… с господами гномами.
В ответ те расхохотались, Фили подхватил свои мечи, приглашая к спаррингу, в то время как эльф забрал свое оружие у Авроры. Элрохир только усмехнулся и кивнул мистеру Бэггинсу – позвал тренироваться.
Ну хотя бы полюбоваться было чем! То есть, разумеется, не уроком для Бильбо, но боем Элладана и Фили. Последний был раза в два ниже соперника, но это ему ничуть не мешало, возможно, даже напротив – эльфу было сложнее наносить удары в корпус гнома, а тому нужно было лишь отражать все, что неслось сверху. Тактика (это ведь так называется? Аврора не была уверена) у рас тоже очень разнилась: Элладан двигался легко, плавно, изящно, насколько девушка могла судить, это было похоже на фехтование со шпагой, а не мечом, настолько пружинисто перемещался эльф; в противоположность ему Фили почти не двигался вовсе, если говорить о его ногах, зато его руки с мечами выписывали невероятные фигуры, глаз не успевал уследить…
- Нравится? – спросил, попыхивая трубкой, Бофур.
- Мне не нравятся драки, - отозвалась Аврора. – Но когда так… не по-настоящему, это даже красиво.
- Ты живешь там, где никто не дерется? – уточнил Нори удивленно.
- Ну… дерутся, - признала девушка, - но это случается не часто и никем не поощряется. А еще у нас редко используют оружие, это запрещено.
- У нас тоже любят на кулаках, - вставил Бофур.
- Ради развлечения это делают еще реже, - пояснила Аврора. – А с оружием и вот так – это только… Только если кому-то очень нравится или ради того, чтобы показывать другим… ну, как запись музыки, так и запись изображения.
- А зачем? – переглянулись гномы.
- Это такой способ… показать, как было раньше.
В разговор вступил Бифур, произнес какую-то длинную фразу, из которой Аврора вычленила слова «история», «честь» и «правильно, верно».
- Он спрашивает, - перевел Бофур, подтверждая то, что начала угадывать девушка, - это такой способ почтить память ваших предков и передать их наследие и искусство? Показываете детям историю, которая когда-то была? Если это так, то это очень здорово, это… мы можем лишь пересказывать, а показать – это невероятно!
- Да, - кивнула путница, решив, что это и вправду самое лучшее объяснение. – Хотя иногда это делается просто так, мы показываем истории о прошлом, но они выдуманные кем-то, их не было в действительности.
- Как дети любят играть? – предположил Бофур.
- Ага.
В беседу снова вступил Бифур, произнес фразу… которую на этот раз Аврора полностью поняла, поэтому ответила еще до перевода.
- Да, - кивнула она, правда, говорила на вестроне, сама она составить ответ на кхуздуле бы еще не сумела, - да, Бифур, с твоими куклами можно было рассказать очень интересную историю!
Гномы настолько опешили от ее ответа, что им уже перестало быть интересно все, что касается спектаклей и фильмов.
- Ты говоришь на кхуздуле?! – едва ли не вскричал Нори.
- Нет, - хихикнула Аврора, - но я начала немного понимать.
- А… как?
- Я же говорила – я умею учить языки, для этого даже не всегда нужно много усилий, вот Бифур постоянно говорит на кхуздуле, я – его слушаю и постепенно начинаю понимать. Чтобы говорить, надо больше усилий, но это тоже со временем возможно.
- Бифур и при других говорил на нашем языке…
- Но они не стремились его слушать, - угадала вопрос Аврора. – Мне интересно, мне нравится – поэтому я и запоминаю. А… нельзя?
- Можно, - вмешался Торин, подсаживаясь к ним.
Остальные гномы глянули на него вопросительно, кажется, они не ожидали такого, да и девушка не ожидала: она была уверена, что Дубощит до сих пор этого не запрещал, потому что не ожидал, что кто-то действительно может выучить их язык.
- Если это тебе и вправду нравится, - продолжил Король-под-Горой, - можешь учить, тебе никто не будет мешать, если хочешь, спрашивай, помогут.
- Л-ладно, спасибо, - пробормотала Аврора.
- Но больше стараний приложи для другого, - напомнил Торин.
В этот момент Элладан и Фили закончили развлекаться, отсалютовали друг другу в своего рода признании умений каждого и принятии ничьи, после чего эльф обвел взглядами всех присутствующих. Наверное, подбирал другого противника, но девушка уже выступила вперед – она не желала, чтобы Дубощит считал ее неженкой, и думал, что она пытается отлынивать от занятий с оружием.
- Решили попробовать с мечами? – уточнил тот.
- Дашь свой? – поинтересовался Элладан.
- Тебе или ей? – прищурился Торин.
- А кому ты готов доверить?
Гном вытащил Оркрист, протянул собеседнику:
- Ну если ты готов дать свой меч Авроре, то я готов предложить тебе этот, - насмешливо ответил он.
Элладан принял оружие со всем почтением – значит, и вправду хотел подержать этот знаменитый клинок в руках, ради этого готов был на время дать свой меч девушке, понимая, что она неизбежно оставит на нем царапины.
Элрохир с Бильбо закончили, ну, хотя бы на время, мистер Бэггинс тоже нуждался в отдыхе (а Элладан мог бы вернуть Дубощиту меч, но пока остался с Оркристом), потому все взгляды вновь обратились на «прорицательницу». И на этот раз среди них был внимательный взгляд Торина – плохой стимул, надо сказать, потому что Аврора понимала: гном отметит каждый ее промах, он не будет доволен тем, насколько она безрукая, только убедится, что трудностей в походе не уменьшится…
И в то же время это вновь придало девушке сил – она не желает быть обузой, она покажет, что пусть пока ничего не может, но она умеет обучаться!
Сказать, даже самой себе, конечно, было куда проще, чем сделать: Аврора действительно старалась, но даже легкий меч был тяжел для ее руки, она очень быстро взяла его двумя руками – и все равно не могла им действовать нормально, едва отражая удары, которые имитировал Элладан.
- Неплохо, - почему-то заявил эльф некоторое время спустя, опуская оружие. – А теперь лучше сделать передышку побольше.
Аврора с удовольствием бы ему возразила, но поняла, что не покажет себя с лучшей стороны, если попросту свалится с мечом в руках. Ладно, будет утешать себя тем, что первый блин всегда комом. А пока девушка вновь устроилась на том бревне, где сидели гномы, отдавая меч первому, кто его принял – снова, кстати, Бильбо.
Элладан не собирался тратить возможность испробовать Оркрист на тренировки, а потому сделал вид, что не замечает хоббита, и пригласил на спарринг еще кого-нибудь из воинов, на этот раз к нему выступил Торин, притом прихватив топор.
Мальчики всегда будут мальчиками, думала Аврора, наблюдая за тем, как оживились оба «противника»: им обоим определенно нравилась одна только мысль от того, что они проверят возможности сражения мечом против топора при двух очень сильных воинах. Более того – сюда, на эту поляну, начали подтягиваться и другие гномы, для них это зрелище было как футбол по телевизору!
- Ой, спасибо, - пробормотала девушка, которой вдруг Бифур пихнул в руки деревянную фигурку.
Оказывается, он не сидел просто так, а, пока Аврора тренировалась, прихватил какую-то ветку и очень уверенно вырезал из нее куколку: худенькую фигурку с большим мечом. Сложно на себя взглянуть со стороны, девушка не могла сказать, похоже ли эта кукла на нее, но все равно было очень приятно.
После этого путница предпочла осторожно ускользнуть с поляны: народу было много, пусть развлекаются драками, а ей хотелось немного побыть одной, кроме того, при такой толпе учиться фехтованию Аврора точно не хотела. Зато это была отличная возможность погулять по угодьям Беорна и взглянуть на еще одно место из книги, которое завтра, должно быть, она уже не сможет изучить.
Здесь и вправду было мирно, словно бы ферма не находилась неподалеку от гор, что облюбовали гоблины. Лето было в разгаре, воздух был весь пропитан ароматами клевера и чего-то еще сладкого – неудивительно, что пчелы тут шиковали! Авроре пришлось даже подавить в себе страх, когда она первый раз увидела насекомое, размером с ее ладонь, пожалуй, пусть она и знала, чего ожидать, а все равно пчелы таких размеров казались сошедшими с экрана какого-то фильма о каком-нибудь древнем периоде, когда все было гигантским. Только очень мирное поведение этих летающих монстров и собственные знания о том, что они не станут никого просто так кусать, успокоили Аврору.
Уют деревни царил всюду, казалось, девушка очутилась где-то в глубинке Родины, где было привычно видеть дома-срубы, украшенные резьбой… если бы, правда, не огромные размеры построек, а и сам дом, и иные постройки, и вся мебель в нем и рядом с ним были сделаны под хозяина, «провидица» чувствовала себя тут, как Гулливер в стране великанов (путница даже посидела в огромном кресле-качалке на террасе, проверив, может ли вообще на него залезть). И все равно это было таким…
Страшным!
Аврора совсем позабыла деталь из книги о том, что Беорн сотворил с теми гоблинами, которых догнал ночью – и потому столкновение с действительностью стало очень неприятным, когда девушка вышла к частоколу пасеки, на пики которого были насажены головы с выпученными глазами!
Отвернувшись и кое-как отдышавшись, Аврора спешно отправилась обратно на поляну, желая поскорее увидеть нормальные лица.
Правда, видеть после этого сражения, в том числе в виде тренировки, было непросто, а мужчины продолжали свои игры, только на этот раз Элладан отдыхал, как и его брат, а также Бильбо, Торин сражался Оркристом против Двалина с его двумя топорами, еще одну пару составляли Кили и Фили.
- Что-то случилось? – встретил ее вопросом Бофур, когда «прорицательница» присела опять на дерево.
- Нет, я… просто гуляла…
- Ты кажешься испуганной, - продолжал гном.
- Все хорошо, - повторила девушка, сделав еще пару глубоких вдохов и выдохов. – Я увидела неприятное… то, что сделал Беорн с гоблинами…
- Да, он суров, - согласился Бофур.
- Угу, - только и выдавила Аврора.
- Выглядит жутко, - продолжил собеседник. – Но ты должна понимать – это необходимо: Беорн живет тут один, единственный способ обезопасить себя – это показать врагам, что их никто не пощадит, иначе они налетят полчищем и забьют числом, неважно, насколько этот парень огромен и опасен!
Звучало разумно, жестокость, как и подозрительность и нелюдимость оборотня были оправданы: в этих местах одиночка просто не выжил бы, пусть он и становится огромным медведем. Со сколькими он может справиться разом? С сотней гоблинов? А их в горах куда больше, если они всей толпой нападут на ферму, противостоять им будет трудно. К тому же, Аврора не была уверена в том, насколько часто может обращаться Беорн: он точно может это делать ночью, но всегда ли он в силах это сделать днем? Он явился (хотя в данном случае уместнее говорить, наверное, явится) на Битву именно в таком облике, однако, может быть, дело было еще и в том, что небо тогда было затянуто тучами. Это было нужно армии Тьмы, но, не исключено, помогало и медведю. Есть ли другие «ограничения»? В каждый ли день Беорн может поменять облик?
Иными словами, оборотень хоть и зловещ и сам по себе опасен, но он, действительно, может бояться не выдержать, а выставив гоблинам и оркам предупреждение, чтобы не совались на его земли, он неплохо обезопасил себя.
- Мне сложно видеть это, - призналась Аврора.
- В твоем мире такого нет, - понимающе кивнул Бофур. – Когда-то мы тоже жили… без такого. Если ты решила идти с нами, то хочешь тоже увидеть Эребор?
- Конечно, хочу, - согласилась девушка. – И очень хочу, чтобы в него вернулись мирная жизнь и счастье. Так что… ты прав, я постараюсь не мучить себя теми картинами, которые выглядят историями ужасов.
- Собираешься опять идти тренироваться с эльфами? – угадал гном.
- А не стоит?
- Стоит, - подмигнул Бофур. – И удиви остроухого: после первого его выпада сделай не шаг назад, как полагается, отклонись корпусом и сделай выпад вперед. Ты сможешь, потому что ты маленькая и шустрая, да и он от тебя такого не ожидает!